Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Физика
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Из книги В.А. Балаш «Задачи по физике и методы их решения»,1983 г. Москва,Просвещение.
1.Прежде чем приступать к решению задач какого-либо раздела курса, следует тщательно проработать теорию вопроса и внимательно разобрать иллюстрирующие ее примеры. Без твердого знания теории нельзя рассчитывать на успешное решение и анализ даже сравнительно простых задач, не говоря уже о более сложных.
2. Решение большинства физических задач расчетного характера можно разделить на четыре этапа:
а) анализ условия задачи и его наглядная интерпретация схемой или чертежом;
б)составление уравнений, связывающих физические величины, которые характеризуют рассматриваемое явление с количественной стороны;
в) совместное решение полученных уравнений относительно той или иной величины, считающейся в данной задаче неизвестной;
г) анализ полученного результата и числовой расчет.
Первый этап решения является в какой-то мере вспомогательным, и нередко он опускается, если данный физический процесс и условие задачи оказываются достаточно ясными и понятными.
Второй — применение известных законов и формул физики для математической записи условий задачи (составление системы уравнений, полностью отражающей данный физический процесс) — представляет основную трудность решения почти всех задач по физике. Сделав такую запись, мы получаем одно или несколько уравнений, в которых неизвестным служит искомая величина, и физическая задача почти полностью приводит к математической. Дальнейшее решение состоит в том, что из системы уравнений путем алгебраических выкладок найти • величину, выразив ее через исходные данные задачи.
Получив расчетную формулу, необходимо проанализировать ее: выяснить, как меняется искомая величина при изменении других величин, функцией которых она является. Такой анализ стимулирует физическое мышление, расширяет представление о рассматриваемом явлении, выявляет характерные особенности установленной зависимости. После этого можно подставлять в расчетную формулу числа и делать окончательный расчет.
3. а) При анализе задач и составлении уравнений, описывающих физические процессы и явления, нужно хорошо знать какие из величин, входящих в формулы физики, являются скалярными, какие — векторными.
Скалярная величина определяется только числовым значением, векторная характеризуется числовым значением и направлением.
Для полного определения векторных величин необходимо учитывать не только их числовое значение, но и направление.
б).Для упрощения анализа физических процессов, и математических выкладок нередко приходится прибегать к разложению векторов скорости, ускорения, силы и т. д. на составляющие по каким-либо двум направлениям, чаще всего взаимно перпендикулярным.
4.а) Все задачи, независимо от способа задания величин, следует решать в общем виде в буквенных обозначениях. При такой форме решения остаются ясными следы законов, используемых в процессе решения, а сами выкладки позволяют при необходимости проверить любую часть решения и исключить возможные ошибки. Получив ответ в виде алгебраической формулы или уравнения, его можно проанализировать, характер и пределы изменения искомой величины величин, через которые она выражена. Кроме того, указанный способ решения позволяет отработать методику и приемы решения задач по каждому разделу курса.
б).Ознакомившись с условием задачи, никогда не следует заострять внимание на искомой величине и тем боле сразу ее найти. Необходимо помнить, что ближайшая цель решения состоит в том, чтобы свести задачу от физической к математической, записав ее условие при помощи формул
в).Чтобы хорошо понять условие задачи, необходимо сделать схематический чертеж, поясняющий ее сущность, и на чертеже, хотя бы условно, указать все величины, характеризующие явление. Если при этом окажется, что для полного описания процесса надо использовать величины, не фигурирующие в условии задачи, их нужно ввести в решение самим, так как в большинстве случаев без них невозможно найти связь между искомыми и заданными величинами. Следует твердо noмнить почти во всех случаях чертеж резко упрощает и поиск и само решение.
г).Сделав чертеж, следует еще раз прочитать условие и отметить, какие из величин, указанных на чертеже, даны и какие требуется найти. Все известные величины — их значения и наименования — выписываются обычно в колонку(Эту запись можно делать и после составления уравнения)
д.)Далее, с помощью физических законов и формул необходимо установить математическую связь между всеми величинами, введенными в решение при символическом описании рассматриваемого явления. В результате получится одно или несколько уравнений, включающих в себя как заданные, так и неизвестные величины,— физическая задача сведется к математической.
е).Прежде чем решать составленную систему уравнений полезно убедиться в том, что число неизвестных равно числу уравнений. Решение системы уравнений желательно начинать с исключения тех неизвестных величин, которые не требуется по условию задачи, и следить за тем, чтобы при каждом математическом действии число неизвестных уменьшалось.
5.Получив ответ в общем виде и проанализировав его приступать к числовым расчетам. Прежде всего для этого необходимо выбрать систему единиц, в которой решено проводить вычисления, предпочтение отдается Международной единице (СИ).
Если заданные величины выражены в одной системе единиц, вычисления проводят в этой системе и, получив окончательный результат, переводят его при необходимости в другую систему. Если величины, входящие в расчетную формулу, даны в разных системах единиц, их следует выразить в единицах системы, принятой для решения.
В тех случаях, когда в числитель и знаменатель расчетной формулы входят однородные величины одной степени, их можно подставлять в любых единицах, лишь бы они были одинаковыми. Единицы измерения этих величин сокращаются и на размерность искомой величины не влияют.
Подставив числовые значения всех величин (вместе с их наименованием) в расчетную формулу, проводят действия с наименованиями, с тем ,чтобы убедиться, что результат получается в единицах измерения искомой величины в принятой системе. Несоблюдение этого условия (оно необходимо, но недостаточно) свидетельствует об ошибке, допущенной в ходе решения. Установив наименование искомой величины, можно приступать к действиям с числами. (Если есть полная уверенность в правильности решения, единицы измерения в расчетную формулу можно не подставлять.)
Проводя арифметические расчеты, следует помнить, что числовые значения физических величин являются приближенными, поэтому, делая подсчеты, нужно пользоваться правилами приближенных вычислений, позволяющими во многих случаях сэкономить время, не нанося никакого ущерба точности.
Получив числовой ответ, желательно, если это возможно, оценить, насколько он реален. Иногда такая оценка позволяет установить ошибочность полученного результата.
Интернет-ресурсы по физике для учителя
"Открытая физика" http://www.physics.ru/
Учитель средней школы найдет много полезного в "Открытом Колледже". Методические материалы, обмен опытом использования учебных компьютерных программ в школе, большая подборка материалов по использованию Internet в учебном процессе "Интернет для школ и школьников".
Опубликованы стандарты образования и учебные планы для многопрофильных школ, разноуровневых и профильных классов.
"Физика.ru" http://www.fizika.ru/
Сайт для учащихся и преподавателей физики. На сайте размещены учебники физики для 7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач, тесты, описания лабораторных работ. Эти материалы - для учащихся. Учителя здесь найдут тематические и поурочные планы, методические разработки. Система "Проверялкин" – служит для организации интерактивной работы обучаемого с текстами учебника и многоуровневыми заданиями для самоконтроля к ним.
«Только в Физике соль» http://fisika.home.nov.ru/
Здесь вы найдете ту информацию, которая необходима каждому учителю физики, и на поиски которой затрачивается много времени.
«Занимательная физика в вопросах и ответах» http://elkin52.narod.ru/
Сайт Елькина Виктора. Заслуженный учитель РФ. Учитель-методист.
«Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии» http://www.gomulina.orc.ru/
Сеть творческих учителей. Сообщество учителей физики
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5500&tmpl=com
Сайт “Физика в анимациях” http://physics.nad.ru/physics.htmСайт содержит достаточно интересные анимации (видеофрагменты) по всем разделам физики. Аналогичные материалы имеются на CD, но в более полном варианте. Имеется возможность загрузить материалы сайта. Работает Форум. Сайт существует на русском и английском языках.
Астро-физический портал http://www.afportal.ru/teacher
Педагогический марафон учебных предметов (физика)
http://marathon.1september.ru/2008-04-03
Информационные технологии в преподавании физики (мастер-класс)
http://ifilip.narod.ru/index.html
Мастер-класс «Живая физика»
http://www.int-edu.ru/page.php?id=931
Школьный физкабинет (сайт учителя физики)
http://cm001.narod.ru/index.html
Методические ресурсы по физике (Ивановский РЦДО)
http://www.ivipk.ru/rcdo/depository-item.aspx?pid=18&id=81&vid=81
ИКТ на уроках физики
http://teach-shzz.narod.ru/index.htm
Мы и образование (Образовательные ресурсы Интернет)
http://www.alleng.ru/index.htm
Центр ДО «ЭЙДОС» (Эвристические олимпиады по физике)
http://www.eidos.ru/olymp/physics/2009/index.htm
Цифровая лаборатория «Архимед» (Лабораторные работы по физике)
http://www.9151394.ru/projects/arhimed/arhim1/cituo/lab_raboty_f.htm
Цифровая лаборатория «Архимед»
http://ifilip.narod.ru/arch/index.html
Виртуальные лаборатории (интерактивные модели различных процессов)
http://somit.ru/index_demo.htm
Все формулы по физике для средней школы
Сайты по физике
|
Календарь |
---|
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|